«Avec l'aube viendra une nouvelle vie...»
Roman Dormidoshin - Full theme
1812 — Россия;
[ Marcus Lindqvist / Elliot Morgan ]
|
my minds |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
«Avec l'aube viendra une nouvelle vie...»
Roman Dormidoshin - Full theme
1812 — Россия;
[ Marcus Lindqvist / Elliot Morgan ]
|
Конец осени в этой дикой дремучей стране приходит слишком жестоко. Ледяные ветры, непрекращающийся дождь. Лошади тонут в грязи, дороги размывает в непроходимые топи. Вся земля становится одним вязким болотом. Ты искренне ненавидишь это место. Летом ты еще мог любоваться красивой природой, в чем-то неповторимой. Когда же пришел сентябрь, все вокруг словно охватило пламенем ярко-алых и золотых листьев. Больше золота ты видел лишь в Версале... Но с каждым днем эта удивительная природная красота меркла, умирая, оставляя вам лишь холод, усиливающийся с каждой новой ночью. Полили тяжелые дожди, пропитывающие одежду, порох, снаряды. Природа словно пыталась изгнать вас со своей земли, помогая этих дикарям русским. А ты лишь был вынужден мириться с неизбежным, храня у сердца письма своей жены, едва различимые от пропитавшейся дождем бумаги. Чернила едва держали отдельные слова и фразы, стекая темными каплями на эту жестокую землю. Уже тогда, в середине осени в твою душу закралось первое сомнение в вашей победе. Быстрый рывок не удался. Эта страна была слишком велика, что бы взять ее штурмом. Вы прорывались медленно, вы шли по направлению к Москве, выигрывая сражения. Но чем дальше, тем победа давалась вам все сложнее, все большие потери вы несли. Ты начал сомневаться, а это опасно. Ты слышал сомнения среди солдат, все чаще до тебя долетали отдельные фразы или слова. Но Император сказал - вы подчиняетесь. Не от необходимости, от воли его в ваших сердцах. Вы делаете свое дело, вы не отступитесь! Французская армия Напалеона не сдается и не повернет назад, когда победа уже так близка! Вот все, что нужно повторять себе каждое утро, пока эти слова не притворятся в жизнь!
С каждой ночью грязь проселочных дорог замерзала все сильнее. В воздухе уже ощущался запах мороза и приближающейся зимы. Вас это не пугало. По крайней мере Россия перестанет быть одним огромным вонючим болотом. В какой-то степени ты даже хотел увидеть тот самый снег русской зимы, о котором тебе так много говорили. Кто-то с почтенным страхом в голосе, кто-то восхваляя красоту русской зимы. Вы видели жаркое лето, ощущали ароматы полевых трав на ярком солнце, словно в родной Франции, ты чувствовал запах цветов и нагретой травы. Быть может не такой тонкий, но неповторимый... Ты видел эту осень, красивую и жестокую... Впереди была зима, по словам русских, отличающаяся своей жестокостью и суровостью, беспощадная и как говорили русские "Lutaya" словно хищный зверь. В это верилось поначалу с трудом, но чем больше шло время, а ночи становились холоднее, тем искреннее ты начинал верить в те предостережения...
Тем самым утром ты увидел яркий иней на оставшейся траве. Воздух стал острым как осколки стекла, разрезающий кожу. Лишь крепче завернувшись в мундир, ты оседлал коня. Тонкие перчатки из французской замши уже едва спасали от холода. Ваша форма едва ли была приспособлена. Под ногами хрустела замерзшая грязь, холод уже начинал накрывать вас. И тут ты искренне поверил в то, что говорили люди. Французская зима - это осень для России... Настоящую зиму француз увидит и никогда не забудит. А ведь на дворе был всего-лишь ноябрь...
Медленный ход лошадей убаюкивал. В попытках согреться солдаты пили подогретое вино, оно немного согревало и давало мозгу возможность думать. Но от него еще больше хотелось спать. Это ли стало причиной? Или же общая усталость... С момента последнего сражения прошло пять дней, через день вы должны были дойти до точки сбора с третьим кавалерийским полком. Вы не ожидали нападения сейчас... Никто не ожидал. Засада оказалась неожиданной. Русские всегда умели отлично прятаться. Ты и не заметил ничего, лишь первый выстрел, разбудил задремавший мозг. Офицер перед тобой на две лошади упал замертво. Сознание лишь зацепило кровь, брызнувшую от выстрела в висок. Тело среагировало быстрее. Пистолет и выстрел в сторону стрелявшего. Лошади испугались неожиданности, начался переполох. А потом эти русские. Их было гораздо больше. Помнишь, скольких ты убил прежде чем какой-то bâtard не выстрелил в твою лошадь. Как она не придавила тебя, чистая случайность. Ты вдоволь насмотрелся, как павшие на поле боя кобылы давили своих наездников, ломая их хребет и дробя кости под собственным весом. Ты же успел упасть с нее, обнажая шпагу. Когда-то тебе не было равных в фехтовании, быть может ты и победил бы, да только вот... Чертова кляча! Упав с нее ты вывихнул плечо. Чертова лошадь, чертова Россия, чертовы русские свиньи! От боли в глазах темнело, чертов вывих в плече разносил боль по всему телу. Ты твердил себе, что боль - это пустое. Это ничто для офицера Наполеона! Но тело просто отказывалось слушаться. Ты сумел нанести рану противнику, куда бежать, тебе не совладать со всеми. В ушах звенело от сотен выстрелов и звона французских шпаг и гусарских сабель. Перевернувшаяся телега - хоть какой-то шанс укрыться от выстрелов. Бежишь туда... Легкие горят в груди, словно воздух стал вдруг обжигающе горячим или же наоборот слишком холодным. При каждом вздохе вырывается пах. И холодно и жарко одновременно... Успеваешь забежать за укрытие, что бы перезарядить оружие. Слава Богу порох шел и не промок! Ледяной звук обнажающейся сабли заставляет обернуться. И встретиться с глазами противника. Чувствуешь сталь у горла? И холод ярко-голубых глаз. Тебя поймали словно дикого зверя, смешно сопротивляться, верно? Разжимаешь руки, бросая на землю оружие. Ты проиграл... Чертовы русские...
"... а на Покров Настеньку пробрала горячка. Три дня она лежала ни жива, ни мертва. Я уж и иконам поклоны била, и Богородицу просила о заступничестве. Смилостивилась. Услышала. Ушел жар. Лежит теперь, бледная, измученная - слабее птички, а ручки такие тонкие, что все косточки наперечет видно. Варвара через силу кормит ее. Даст Бог, поправится моя девочка, а там уже и ты вернешься, Николенька.
Ты в прошлом письме говорил, что ранили тебя. Я ночь не могла уснуть - все плакала. Обещай мне, Николенька, что сбережешь себя и вернешься домой. А за невесту свою не переживай. Раз Бог ее прибрал, значит на то воля Его. Да мы тебе другую сыщем.
За сим прощаюсь с тобой. Целую. И уповаю на то, что Бог смилостивится да прогонит заразу французскую с Русской земли, а тебя невредимым вернет домой."
Он прочитал письмо еще раз, жадно вглядываясь глазами в каждую букву, в каждую строчку. В знакомый до каждого завитка почерк. От письма веяло затаенной болью и страхом, почти неосуществимой надеждой на то, что единственный сын не сгинет в театре военных действий, а все же вернутся домой.
Сколько их таких полегло в полях и по лесам - не счесть. Опустели, осиротинели семьи друзей и знакомых. Редкие вести из дома, тревожные вести доносили о смерти тех или иных. Почти полностью вымерло семейство Троекуровых, Мышаловы двух сыновей лишились, от холеры скончалась невеста Николая - Анна Запольская. И много таких - не перечесть. И за каждых душа болит, как болит она и за мать, и за сестру малолетнюю, оставленных в родовом имении близ деревни Лопахино. Лишь надеяться можно, что не доберется до нее оголтелый француз, не подвергнет разору. Что не придется Николаю вернуться на пепелище, оплакивать родных. После смерти отца от удара, матушка сдала совсем, а как война пришла - так пуще прежнего стала трястись над чадами. Николая отпускать не хотела. Костьми грозилась лечь, а не пустить его. Цеплялась за оголовье лошади, приводя ту в тревогу - едва не затоптала. Оттащили дворовые, увели хозяюшку в дом. Он до сих пор четко помнил тот день. Помнил скорбное лицо маменьки, ее темно-зеленую шаль, в которую она кутала плечи. Ее дрожащие руки и дорожки слез на щеках. Дай-то Бог, он вернется. Они все вернутся.
Николай перекрестился, тронул нательный крест, схоронившийся под мундиром. Сложил письмо аккуратно и сунул за пазуху.
- Едут! - раздался крик часового.
- Едут, - подхватили и тут, и там.
Озябшее войско бросало в жидкий снег остывающие кружки, расхватывало сабли, готовясь к славной битве. Седлали лошадей, заряжали пистолеты. Партизаны заряжали ружья. Хрустела под сапогами промерзшая земля, заиндевелая трава ломалась под каблуком. Отряд выходил на позицию, с ненавистью и жаждой крови провожая глазами беспечных французов. А потом, когда первый француз упал с пробитым виском, началось...
Николаю пулей снесло кивер, отбросило его в сторону. Плеснули на ветру русые волосы. Он стрелял в ответ, сбив противника с лошади на землю. Второй пистолет дал осечку - Лопахин отбросил его в сторону. Выхватил саблю, бросаясь на ближайшего офицера. Зазвенела сталь, заплясали искры. Хлынула на землю горячая, тёмная как вино кровь. Конское ржание. Выстрелы и звон клинков слились в единую грозную музыку битвы. Падали кони, погребая под собой людей. Падали люди, погребая вместе с собой мечты о победе и доме. Падали с сизых небес на землю хлопья снега, точно огромные мухи.
Николай зарубил двоих. Один вскользь задел его плечо, вспоров рукав ментика. Внезапность атаки дала им большую фору. Французский отряд полез, но и своих полегло не меньше. Тут и там добивали раненых французов и животных, собирали своих тяжелых, перевязывали раны. Николай было вложил саблю в ножны, но заметил метнувшуюся тень. Последовал за целью, обходя с телегу с тыла. Ах вот оно что! Прячешься, гнида... Ну ничего.
Лязгнул клинок, покидая свое укрытие, лезвие коснулось чужой шеи. Холодное презрение в голубых глаза вместо предупреждения. Только дернись - и покатится по студеной земле голова. Умный попался французик. Бросает пистолет, на Николая глядит волком затравленным.
- Николашка, что там у тебя?
- Француз живой. Прятался за телегой, трусло паршивое, - и растягиваются губы в злорадной радости: сегодня мы вас, а не вы - нас.
В село Камышинки возвращаются верхами. Тряско рысит гнедая кобыла. Покачивается в седле всадник. Нет-нет, да оборачивается назад, посмотреть, как плетется за лошадью на привязи, словно пес, плененный француз, и странное отупение накатывает. И нет больше радости - схлынула, как и упоение боем. Перегорела. Одежда пахнет лошадиным потом. Пахнет чужой кровью и болью. К этому невозможно привыкнуть, хоть ты купайся в крови, а смерть останется смертью. Своя ли, чужая ли.. Смерть никого не щадит перед ней равны. Там на дороге остались тела. Всего лишь тела, остывающие на ноябрьском холоде. Там мог остаться и Николай, не стреляй враг навскидку. Чуть прицелился бы, и все - поминай как звали.
Село встречает их пепелищем. Отгорел давно пожар, оставил вылизанные дочерна остовы изб. Только усадьбу не тронул. Так, зацепил на излете. Они отбили ее в прошлом месяце и расквартировались здесь же, ожидая провизию и фураж. Мелкий дворянчик-хозяин, сбежал, едва услышал цокот французских коней. Так добро и побросал все, удирая.
Они спешиваются, расседлывают коней. В лагере тот час разносится весть и чья-то тяжелая рука хлопает по спине.
- Ай, молодца, юнец!
А ему все равно. Хочется омыть лицо, оттереть с рук чужую кровь, может выпить вина или того лучше - водки, и спать. Спать, покуда не разбудят новостью о конце войны. Но будят всего через несколько часов. Приходится выпутаться из-под тулупа, накинутого поверх соломенной лежанки.
- Твоя очередь, Николашка.
- Что? - бормочет, стирая остатки сна с лица.
- За пленным смотреть, говорю. Отнесешь ему, вот.
В руки суют плошку с похлебкой, черствую горбушку хлеба. У Николая от одного вида в желудке мутит, он не голоден, просто... уж слишком похлебка в миске напоминает растекшийся по земле мозг, с осколками черепных костей. Серо-желтая студенистая жижа с прожилками крови так и стоит перед взором. Николай хмурится, но кивает и выходит из холодного, едва прогретого кострами дома в холодную же ночью.
Пленника разместили в бывшей конюшне. Одной из двух. Заперли в деннике, среди грязной сырой соломы, дожидаться своей участи. Что с ним будет - начальство решит. Николаю оно без надобности знать.
Прихватив с собой бутыль сильно разбавленного вина, он входит в пахнущую прелью конюшню - чуть больше сарая, ей Богу. Прежний караульный закрывает скрипучую дверь за собой. Лопахин открывает дверцу в денник, ставит на пол миску с ложкой и хлеб.
- Ешь, - отрывисто приказывает на французском, и снова запирает пленника. Сам же валится на сено в дальнем углу, из которого вся конюшенка как на ладони. Его сменят на рассвете. Тогда и допрашивать французика станут. Не заснуть бы только.
Лопахин вновь достает письмо матери, разворачивает, вчитывается в который уже раз:
"Здравствуй, Николенька, дорогой дружок..."
Помнишь свой дом? Помнишь свою жену, Антуан? Помнишь ее ярко-голубые глаза? Как она провожала тебя в ожидании скорой встречи. Ведь именно это ты ей обещал, верно? Что все это продлится совсем недолго, что месяц-два, и вы вернетесь в отчий дом. В каждом письме она писала так, словно уже совсем скоро увидит тебя. Мог ли ты подумать, что этой встрече больше никогда не случиться? Еще как... Ты не из тех, кто тешит себя глупыми надеждами. Не из тех, кто живет с пустой надеждой на мнимое спасение. И ты уже прекрасно понял свое будущее. Для это много ума ненужно... Едва завидев эти холодные глаза русского мальчишки, совсем еще юнца, ты уже понял, ты увидел в них свое будущее. Бояться и переживать нечего, все это пустое. Ты не понимаешь русского языка, но язык войны и врага всегда доходчив и ясен. Тебе связывают руки, чувствуешь этот холод? Боль от веревки через тонкую замшу белых перчаток. Запястья сжимает так, что пальцы холодеют. Что бы не вырвался француз, так кажется, говорит кто-то из них. Русские хорошо знают французский. Почти все...
Дорога долгая, ноги проваливаются в грязь, вывихнутое плечо отдается искрами боли из глаз. Помнишь, как дошли? С трудом запоминаешь дорогу, больше ненужную тебе. Провожаешь глазами трубы павших братьев, не испытываешь боли? Больше не чувствуешь ничего, лишь неминуемую смерть. Уж лучше умереть в бою - нет лучше под луною участи чем смерть за родину, за своего императора... Лошадь идет неровно, спотыкается о камни на дороге, проваливается копытами в грязь. Ты не понимаешь русскую речь, но отчетливо слышишь их смех. Можно догадаться о чем идет речь, но зачем тебе это? Имеет ли все это какой-то смысл? Одежда пропитана кровью, чужих - не твоей, но от того не радостнее и не легче. Твою жизнь пролили всего на миг. Взаймы ты получаешь этот день, придется скоро отдавать... А над головой лишь серое, тяжелое небо, давящее к земле. Снег долетает едва ли не тая, резкий, мокрый. Отвратительная осень...
Вы приезжаете в сгоревшее практически до тла село. Здесь и там лишь угли и запах остывших костров. Единственный дом, уцелевший после пожара. Знакомое место? Конечно... Едва вчера вы подожгли это место, уходя. Что смогли - забрали с собой. Видел ли ты свое будущее в огне костра, что сам же разводил? Знал ли, что вернешься сюда уже на следующий день...
- Куда вы направлялись? - резкий удар разбивает губу. Глухой звук отдается эхом, русские не жалеют врага. Вы тоже. Вы стоите друг друга. Перед тобой не офицер. За ним послали... А пока лишь тебя лишили всех пуговиц на мундире, эполет, вырванных с тканью. Но ты молчишь... Когда с тебя стирают все отличительные признаки, молчишь, когда забирают оружие, когда грабят тебя. Молчишь даже, когда забирают письма жены... Вдруг в них что-то важное...
- Может быть русские пишут женам места своей дислокации и планы командования, но мы во Франции женщин к войне не допускаем... Поэтому вас бы не взяли сражаться уж точно... - русские отлично знают язык. И отвечают тяжелым ударом. Рот моментально наполняется кровью.Кажется выбили зуб, скула горит от боли, ты бы давно упал, да только держат. Тебе вправили плечо, перевязали, да только теперь сжимают так, что крик рождается сам собой супротив твоей воли.
- Ладно, на рассвете приедут его допросят. Оставьте его. А тебе мы советуем подумать... Жить-то тебе все равно до рассвета осталось... - падаешь, больше не сдерживаемый русскими, слышишь их громкий смех. Знал ли ты о таком исходе? Конечно знал...
Есть время подумать. Нет, не над ответом для русских. Над своей жизнью, вымолить последнее прощение у Господа... За смерти, что принес на эту землю, за то, что вступил на нее... Давно уже ты понял, что все это было напрасно, вам не победить в этой войне, вы уже проиграли. Французы не справятся с этой зимой... Но и своих ты предавать не собираешься. Выход только один, и ты давно уже его не страшишься... На все воля Господа нашего - так говорил священник перед вашим отъездом? Жаль лишь жену...
Дверь с громким скрипом открывается, заставляя тебя поднять глаза. Нет сил ни реагировать, ни двигаться. Боль от падения, боль от ударов - все это ничто... А вот боль от потерянной гордости, что ты по осколкам собираешь на русской земле, среди влажного сена, пахнущего слякотью и плесенью... Больше у тебя все равно ничего нет. От вида протянутой еды мутит. Настроения нет даже что-то говорить. Смотришь на мальчишку, да это же тот самый твой пленитель. Тот самый юнец с глазами северного волка. Ты не в силах отказать себе в последнем удовольствии посмотреть на него. Даже сев подальше от тебя, скрывшись за письмом, ты хорошо можешь его рассмотреть.
Хочешь что-то сказать? В горле стоит вкус крови, саднит боль и холод, разрывая легкие изнутри. Смочи горло, кислый запах забродившего вина в смеси с водой. Прекрасная Россия... Делаешь глоток, закашлевшись, оставляешь бутыль.
- Могу я попросить тебя об услуге? - ты не собираешься давить на жалость, ты не умеешь этого. Но мало ли... - Вон там... - показываешь в сторону двери, - письма моей жены... Могу я получить их обратно? У меня их забрали. Это все, что у меня осталось... Я хотел бы прочитать их еще раз... - перед смертью... Это ты хотел добавить, ведь так? Вновь ощутить ее тепло, запах ее волос... Тебе остается лишь смотреть в голубые глаза мальчишки, так похожие на ее, и ждать милости от врага, что посадил тебя в клетку... Что решил за тебя твою участь. Он может отказать, наверняка бы сделал это, будь на его месте кто-то другой. Но почему, почему ты так уверен в том, что этот не откажет? Что ты увидел в этих глазах? Что-то родное, что-то до боли знакомое тебе по дому... Тоску...
Лопахину все чаще приходит на ум, что ему здесь не место. Ни в этой войне, ни на этой службе. Овеянные славой лихие гусары растеряли для него свой романтический флёр. Когда-то мальчишкой он грезил о боях, о дикой скачке, о беспримерной удали, и еще долго, после поступления на службу, заглядывал в рот старшим товарищам, внимая байкам о подвигах отчаянных рубак и вспыльчивых бретеров. Но чем больше затягивалась война, тем меньше романтики оставалось во всем этом. Он видел грязь. Он видел кровь. Он видел бессчетные смерти, и уж поверьте на слово в миг повзрослевшему мальчишке, в них не было ничего прекрасного. Иной раз к горлу подступала дурнота, когда видел изодранные в клочья тела, но и это прошло. Он покрылся коростой, стал черств к чужому горю, иначе бы начал воспринимать его как свое. Иначе сжег бы себя дотла. В душе и так разруха, такая же какая царит в стране. А дома мать и сестренка. Настенька. Его белокурый ангел. Он так давно ее не видел, не слышал ее веселый беззаботный смех. Николай вспомнил, как бегал за сестрой в саду, а маменька смотрела на них, сидя в кресле под старой яблоней. Чай на столе, свежее печево. Настёна в голубом платье, с развивающимися кудрями скачет по траве, топчет молодую поросль мягкими туфельками, уворачивается от рук брата. Не догонишь! не поймаешь! - звенит серебряным колокольчиком ее смех. Дразнит его, негодница. Так давно это было, будто бы в прошлой жизни. Сейчас он знает, что Настя больна, еще слаба. Мама писала: "... в горячке она тебя зовет, Николаша, и плачет так тоненько, так жалобно, что сердце разрывает." Через письмо этот надрыв передавался и ему. О, как бы он хотел вновь очутиться дома, прижать к себе сестру и успокоить ее. Вновь слышать, как она играет на пианино, а маленькие пальчики ловко порхают по клавишам, извлекая из инструмента божественные звуки.
Он вспомнил лицо Анны - красавицы, гордячки, просватанной ему в невесты. Так тяжело с ней было, что он и не знал. нужна ли эта свадьба. Семейная жизнь совершенно не виделась Лопахину. Не с Анной, во всяком случае. Он хотел бы жену миловидную и бойкую, как его Настенька, легкую на подъем, с чарующей улыбкой. Наверное, оттого и не слишком расстроился, когда узнал о смерти Запольской. Мелькнула лишь крамольная, постыдная мысль - освободился. Пожалуй, он и не женится. Погодит, пока бремя войны сгладят года, пока в памяти по истлеют головни пожаришь и вереница смертей потускнеет перед глазами. Скорей бы кончилось.
Поверх письма Лопахин украдкой смотрит на пленника. Пытается найти в себе хотя бы отголосок ненависти, позволившей бы продолжить сражаться, но нет ничего. Лишь сожаление. Сложись иначе - и это место занимал бы сам Лопахин, француз же стал бы его тюремщиком. Измученный, избитый, с неизбывной тоской в глазах он смотрит на Николая, будто хочет чего-то. Ах, письма.
И что-то дрогает в душе, давно покрытой защитным панцирем. Лопахин долго смотрит на француза, молчит. И ведь они не звери. "Такие же как мы." Но есть приказ, и есть долг офицера, есть честь Родины - и у каждого она своя, но это и роднит. И это сродство в глаза, в лице. И та же тоска по дому, по тем, кого оставил. Лопахин смотрит, смотрит долго и пытливо, а потом встает и выходит.
- Что с ним будет?
Свой голос звучит чуждо, нездешне. В горле пересохло, глаза - воспаленные бельма. Он, кажется, простужен. Еще бы - погода дрянь.
- С кем?
- С французом тем.
- Расстреляют по утру. - Такое равнодушие в голосе. Жизнь человеческая будто травинка в поле, колышется себе покуда шальная рука не сорвет, а наигравшись бросит на пыльную дорогу. - Тебе-то что за дело, Лопаха?
Нет, пожимает плечами, ничего. Спросил лишь. А у самого кошки на душе скребут. Нельзя ведь так! Воину суждена смерть в бою, но если так... То много ли чести? И что за доблесть расстрелять пленного? Дикое, первобытное удовольствие - утвердить свою власть над беззащитным.
- Могу я взять? - он тянет руку к письмам, но от него отмахиваются. Бери, мол, и выметайся. И без тебя дела есть. Кому они нужны, бумажки эти.
Николай мельком просматривает их и складывает вместе, выходит из штаба, еще в смятении от услышанного. Ему... жалко. Француза жалко. "А пожалел бы он тебя, парень?" - спрашивает сам себя. Ответа нет.
В конюшне становится темнее. Тяжелый зимний вечер просачивается сквозь внутрь, норовя погасить одинокую свечу. Сидит, прислонившись к стене, француз. Нетронутая миска перед ним.
Лопахин останавливается у денника в задумчивости. В ладони письма зажаты, в глазах - вопросов море. Сухие губы раскрываются, исторгая охрипший голос, вырывая пленника из его тяжелых мыслей
- У тебя есть дети?
Ведь молодой еще совсем. Красивый он, несмотря на раны, глаза прозрачные, что озерный лед по весне. Должно быть и жена ему под стать. Не знает только, что сгинет супруг на чужбине, так и не увидев ее. Жаль его, искренне жаль. Кто знает, не будь войны и встреться они в других условиях, быть может, и подружились бы. Теперь же не изменить ничего.
Ничего ли? Он мог бы отпустить француза, дать коня и пусть убирается на все четыре стороны. Идея расстрела претит Николаю, но пойти против своих- все равно, что пойти против всей России-матушки. Ему не простят, не поймут. Останется лишь пуля в висок. Грызет разум червяк сомнения, никак не насытится и не оставит его в покое.
Открыв дверь, он входит в денник, присаживается на перед французом, ставит на пол бутылку, протягивая письма. Лицо сосредоточенное, будто ответов ждет на то, что гложет изнутри. Где правда?
Горячечные пальцы касаются чужого лица, ведут по по строгой линии скулы, касаются ссадин и убираются так же, как и появились.
- Ты можешь сбежать. Сейчас. Дверь открыта, - может, да все равно далеко не прорвется. - Как твое имя?
В конюшне становится темнее, ночи здесь приходят рано и остаются надолго. Ты не любишь эти ночи, они таят в себе лишь опасность и холод. Прибирающий до костей, не несущие ничего кроме боли, опасности и смерти. Ты видел, как храбрость солдат постепенно уходила, покидала вас. Как отчаяние все больше завладевало сердцами. Опасный яд, прибирающийся в самую душу и губящий ее. Человек в отчаянии способен на безрассудство, он не задумывается больше не над чем. Им движут лишь инстинкты, как загнанного зверя. Ты видел, как солдаты стрелялись, лишь бы прекратить это. Как осознавая, что больше они не вернутся на родину, они выходили на пики и выстрелы врага. Ты долго держался, ты не давал себе возможности пустить страх в сердце. Холодная осознанность происходящего, вот, что ты выбрал. Более ничего. Ты понимал происходящее, но не желал испытать на себе страх. Ты лично отправлял на тот свет своих солдат, сошедших с ума. И за это тоже тебе предстоит ответить... За многие вещи, что ты совершал в своей жизни. Страшно ли тебе? Безумно... И в этом признаться ты можешь лишь самому себе. Но нет, ты не поддашься отчаянию. На это нет времени. Даже перед лицом смерти ты сохранишь достоинство, ты не опустишься на колени. Ты офицер армии Напалеона. Ты отвечаешь за его ошибки и решения, но он твой император. Не это ли твоя задача, не для этого ли ты рос. Таков удел каждого, служить своему правителю, каким бы он ни был.
Твоя жена была против твоего отъезда, ссылалась на скорое рождение вашего первенца. Ты не увидишь его... Лишь знаешь его имя, Решар... Мальчик родился всего месяц назад, без тебя. Ему останется лишь слушать истории о том, каким был твой отец. И даже в тот последний миг, что предстанет перед тобой, ты не опустишься до страха и отчаяния. Что бы никто не сказал твоему сыну о том, что его отец сдался.
Ты видишь, как юнец выходит, закрывая за собой дверь. Ты слышишь их разговор, но ты не знаешь языка. Впрочем и без того тебе не стоит гадать о смысле сказанного. Ты знал бы свою участь даже если бы тебе не озвучили ее. Русские не оставляют пленных. Страна суровых людей, заботящихся о своих. Зачем кормить еще один рот, тем более врага. Война - не место для сантиментов и жалости. Кто испытывает жалость - долго не живет. Война холодна и жестока, она не знает чувств и эмоций. Она губит человека, выжигая его изнутри.
Когда мальчишка возвращается, в тебе нет желания смотреть на него, кроме простого осознания красоты. Как бы жестока и безобразна ни была война, в ней всегда будет место красоте, изувеченной, забитой, затоптанной, но ничуть не уменьшенной. И в мальчишке была красота. В обычном русском солдате. Красота нетолько внешняя, ты чувствовал эту красоту, еще не загубленную в его сердце. Ту любовь, то тонкое и юное желание правды и справедливости. В этой войне правда была на его стороне, а не на твоей. Это ты отрицательный герой вашей книги. И это ты, по правилам любого опуса или романа, должен быть побежден героями этой истории.
- У тебя есть дети?
Ты не смотришь на него, прикрывая глаза и вздыхая. Нет смысла переживать или же чего-то ждать... Излишние страдания ни к чему не ведут. Странно, но именно сейчас, отчего-то ты ощущал себя свободным. Странно, но именно сидя в плену в ожидании собственной смерти ты впервые за очень долгое время мог вздохнуть свободно, полной грудью, ощущая что более ничем не связан. Над тобой нет приказов, лишь скорая встреча с костлявой открывает истинную правду вещей.
- Да, у меня есть сын. В последнем письме в твоих руках моя жена пишет о том, что у меня родился сын... Его зовут Решар. Когда я уезжал, моя жена молила, что бы я вернулся до его рождения. Очередная клятва, которую я нарушил... Их было слишком много в моей жизни, пусть же будет еще одна...
Открываешь глаза лишь слыша приближающиеся шаги. Мальчишка так близко, как не был даже на поле битвы. И взгляд совсем другой. Чувствуешь тепло, несколько от прикосновений, как от его взгляда. Не сдерживаешь мягкую улыбку, тронувшую твои губы. В этом месте ты забыл о простом человеческом тепле. Чувствуешь легкое сожаление, когда мальчик убирает руку, поднимаешь глаза, рассматривая его лицо, юное красивое, едва лишь тронутое горем. Вернется ли он именно таким или же его взгляд навсегда останется омрачен болью и потерей, всеми жестокими уроками войны. Об этом было больно думать... На мгновение в голове предстала картина широких русских полей, что ты видел. Белоснежный конь с юным наездником, что беспощадно топчет молодую поросль под ногами. И аромат весенних цветов дурманит голову. Ты представляешь, как еще до войны этот мальчишка жил самое обычной жизнью, как и все в его возрасте, жаловался на скуку и мечтал о боях. Или быть может ты вновь ошибаешься...
Предложение русского слишком неожиданное и странное для тебя, заставило удивиться и внимательнее взглянуть в его лицо. Это шутка? Проверка? С одной стороны ты мог бы согласиться, но а что дальше? Тебя пристрелят на месте, если увидят. Тебя не примет армия Наполеона. Тебе грозит в лучшем случае тюрьма, коли ты сможешь все-таки сбежать... А что ждет его? Хватит губить чужие судьбы. Прими свою и доживи ее достойно...
- Спасибо, но я откажусь, - быть может твоим сердцем все же завладело отчаяние, но ты еще никто не мыслил так трезво и здраво, это ты мог сказать точно... - Не стоит тебе погибать за врага. Ты еще юн и ты в этой войне победитель, мальчик. Я же готов получить то, что мне причитается и не буду бежать словно трусливая крыса.
Подаешься чуть вперед, смотря на него внимательно.
- Антуан... Антуан де Жерне... - на мгновение кидаешь взгляд на письма в его руке, - оставь себе... Быть может ты будешь тем, кто сжалится над судьбой моей несчастной жены, и сообщит ей о смерти ее мужа... Что бы она могла надеть черной и отдаться страданием. А после вновь выйти замуж и жить счастливо до кона своей жизни, рассказывая моему сыну о том, кем был его отец и как он погиб, не испугавшись врага и достойно встречая свою судьбу...
Улыбаешься, дотрагиваясь до теплой руки мальчишки, держащей письма. Твои холодные пальцы уже с трудом ощущают что-либо, но тепло чужой руки ты ощущаешь практически всем телом. И инстинктивно тянешь к этому теплу, отдаваясь лишь чувству, отпуская разум и здравый смысл хотя бы на мгновение. Тянешься рукой к его лицу, подаваясь вперед. Ощущаешь запах ветра и холода, крови и пороха. И где-то там, совсем вдалеке аромат весеннего солнца и цветов, что растут на русских полях...
"К чему тебе имя его, ведь забудется, едва тело погребет под собой снег и стылая земля."
Нет, не забудется, противится Николай. И глаза его не забудутся, и лицо, и голос полный тоски, усталости и разочарования. Такой же как он, уставший от войны, желающий оказаться дома с теми, кто дорог. Но он проиграл, а Лопахит выиграл. Да так ли это? Быть может смерть - и есть тот куш, за которым гоняются сотни и тысячи. Смерть есть покой, свобода от всего и от себя в том числе. Мирские заботы больше не потревожат его, не прошьет душу навылет очередная смерть знакомого или любимого. Не будет болеть сердце в тревоге за тех, кого оставил доживать век на этой земле. Смерть есть ничто и все. Конец и начало. Пустота и покой. Тело предадут земле, а освободившийся дух устремится туда, где ему место, а может истаит в вечности. Хоть Лопахин и был верующим, православным христианином, посещал храм и службы, знал молитвы наизусть, но он больше не верил ни в Ад, ни в Рай. Он оба здесь, на земле. И для каждого человека они свои, каждый строит их собственными руками. Смерти боятся, цепляясь за бренное, за людей и за богатства, за чувства. Но он столько раз видел, как в момент, когда останавливается сердце, на лице противника ли, неприятеля, нет да промелькнет выражение облегчения - отмучился, мол, освободился.
Так быть может и для француза этого смерть - всего лишь способ сбросить с себя оковы. Останься он жив и его положение будет хуже грязи, он застрянет в России, чуждой ему, снедаемый тоской по родным местам. Удайся его побег - и его не примут свои же, навсегда заклеймив позором. Казалось бы, великое дело, но для человека чести, ком француз был несомненно, проще было пустить в висок пулю, чем так жить. Он сам бы сделал точно так же.
- Я не хочу быть твоим палачом, - глотая горький комок, Николай отводит глаза.
Ему тошно от себя, от того знания, что висит между ними дамокловым мечом. На рассвете их отряд построят на пустыре, выведут Антуана де Жерне со связанными руками, дадут команду... Он уже слышал гулкие залпы в рассветной, сумеречной тиши. Слышал горькую вонь пороха и острый запах крови. А еще удивительно четко знал, что сохранит эти письма и когда все уляжется, обязательно известит несчастную вдову о гибели супруга.
Как жаль, что у него есть сын. Всегда проще, когда один. Тогда не жалко ни себя, ни других и терять нечего. Как жаль...
- Я оповещу ее. И если ты хочешь что-то еще передать для жены - я передам это. Обещаю, - он серьезен и угрюм, откладывая письма в сторону. - Думаю, ты сделал бы то же самое для меня. Отправил бы моим матери и сестре скорбную весть. Хоть мы и стоим по разные стороны, но все же остаемся людьми.
Они слишком похожи. Сродство это и пугает, и притягивает, будто в отражение глядишь - не оторваться. Глаза все равно приковываются взглядом к чужому лицу, запоминают жадно каждую черту, каждый нервный блик, каждую тень. Он чувствует себя чужовищем, жадно пьющим остатки чужой жизни этой долгой ночью. Он жаждет вобрать его всего в себя, до последней мелочи, чтобы этим образом навсегда выжечь последние юношеские иллюзии и больше никогда, никогда
- Николай Лопахин, - представляется в свою очередь и вздрагивает от прикосновения.
По спине продирает холодком, будто за шиворот неизвестный баловник сыпанул пригоршню снега. Ладонь чуть теплая, пальцы зябко дрожат. Николай отнимает их от себя и скрывает в ладонях, сложенных горстью. Дышит на руку будто это способно помочь. Трогает намозоленную шпагой и вожжами кожу. А после срывает с себя ментик и накидывает на плечи Антуана. Берет за горлышко бутылку, вынимает зубами пробку, сплевывая ее в сторону. Делает глоток. Кислятина, но больше и нет ничего.
Он не хочет думать о завтрашнем дне. О том, что ждет его за этими стенами и насколько неотвратима не далекое будущее. Он садится рядом с Антуаном - бок о бок, прислоняется к стене. Пьет снова, уже почти не чувствуя вкуса отвратительного вина и протягивает бутылку французу.
- Пей. Я тебе больше не тюремщик. - тяжелая не по-юношески ладонь ложится на чужое плечо. - И расскажи мне о местах откуда ты родом.
Они больше не враги - просто люди по разные стороны военного конфликта. Но в наступившей ночи нет больше врагов, нет победителей и побежденных. Есть две жизни, странно переплетенных в свете тусклой, чадящей свечи, где-то в русской глуши.
Взгляд падает на тонкое дрожащее пламя свечи, что стоит у двери. Крохотный свет в этой всепоглощающей тьме, крохотное, дрожащее тепло в уничтожающем холоде. Как сердце мальчишки, оно еще бьется и озаряет своим светом эту тьму, всепоглощающую, убивающее своим холодом и болью, неизвестностью и страхом. Смотришь, смотришь, смотришь, желая запомнить то, что показала тебе Россия. Что даже среди этого холода, неприветливости, жестокости самой природы и людей, есть то, за что ее можно и полюбить... Ты смотришь так внимательно на красивое лицо, слушаешь французский с легким акцентом, необычным, слышимым лишь в России...
- Я не хочу быть твоим палачом - видишь горечь в глазах мальчишки? Слышишь, как дрожит его голос? Он не догадывается, насколько прекрасен в этот момент. Что способен закрыть собой весь страх и боль обреченного француза. Крохотный огонек света и тепла во всепоглощающей тьме.
- Тогда стань мне другом на эту ночь... - ты говоришь тихо, что бы не спугнуть, не нарушить, не испортить тонкую грань понимания между вами... Чувствуешь горячее дыхание на своих руках, улыбаешься... Он трогателен, он наивен и в чем-то еще невинен. Юность смела и сильна. Он забудет. Все это сотрется из его памяти с годами. Он проживет долгую жизнь и никогда не вспомнит о французе, которого встретил под Смоленском той суровой зимой, когда снег еще не накрыл землю белоснежным покрывалом, лишь таял в липкой и скользкой грязи. Ты стараешься запомнить всю красоту России в этом мальчишке. Ее наивность и жестокость, какой ласковой она может стать прежде чем уничтожить тебя. Вся красота русского неба в этих глазах, все тепло летнего русского солнца...
Он садится рядом, чувствуешь плечом его плечо. Он хочет слушать о твоем доме... Путешествие из России во Францию. Хочет в твоих словах найти сходство со своим домом...
- Я жил на юге Франции... У нас большие поля, где моя семья много веков выращивала виноград. Крестьяне собирают этот виноград, давят его... Делают вино. Оно почти черное по цвету и сладкое словно сама любовь с легкой горечью жизни. Каждый год оно разное. Когда я уезжал, мой смотритель обещал, что вино этого года назовет в честь моего сына. И прибережет несколько бутылок до его свадьбы, - откидываешь голову назад, на мгновение лишь прикрывая глаза. Желаешь вновь ощутить аромат виноградника, услышать, как летом в жаркий полдень слышны лишь насекомые, опыляющие цветы. Вновь вспомнить свою жену, сидящую за столом на веранде, а закатное солнце заливает золотом ее кожу, - На рассвете первые лучи окрашивают виноградники постепенно... Холм за холпоп, они по очереди ощущают тепло нашего солнца, распускаются... Весной наш край наполняется таким ароматом, что к нам съезжаются парфюмеры со всей Франции... У нас иные зимы. Они мягкие, почти бесснежные... Лишь иногда морской ветер приносит холод. Мы укрываем наш виноград от него, что бы весной вновь ощутить эти ароматы и летом получить будущее вино... Мы добавляем апельсины, ягоды, фрукты. Вино выходит невероятным. Моя жена обязательно пришлет тебе его, я уверен. Как благодарность за то, что ты был рядом...
Смотришь на него. Последнее тепло, которое так страшно потерять. Последний луч света, за которым ты так спешишь. Не выдерживаешь этого холода. Не выдерживаешь страха, что пожирает сердце, как ядовитая змея. Прижимаешь мальчишку к себе, крепко, желая ощутить чужое тепло, желая услышать биение сердца, что пьянит сильнее кислого русского вина. Тебе это просто необходимо. Отчаяние слишком сильно подкралось к тебе, ступая мягкими лапами по самой душе. Тебе страшно...
Ощущаешь под согревшимися пальцами кожу, совсем близко, совсем непристойно... Он так красив, что ты не можешь удержаться. Всего-лишь мгновение прежде чем оттолкнет, убежит, испугается. Прежде чем вновь ты станешь врагом в его глазах. Ведь так? Да, именно так и будет, ты уверен. Но пока... Касаешься сухих продрогших на русском холоде губ, чувствуешь вино на них. Совсем немного, всего мгновение, но в этом мгновении все отчаяние твоей души, весь страх, вся боль. Готовность быть отвергнутым, оттолкнутым. На все готов... Но чувствуешь биение сердца в тонкой жилке под ухом, на обжигающе горячей коже... Всего мгновение, еще немного... Так сложно сдерживать свой страх... Слишком близкий поцелуй, слишком желанный, дурманящий, заставляющий доказать себе - ты еще жив...
- прости... - чуть слышно шепчешь в губы, заглядывая в его глаза...
То ли усталый разум его подводит, то ли знание французского, но отчего-то мерещится двойное дно в просьбе стать "другом на ночь", где вроде бы его быть не должно. Не о том подумал Лопахин, слишком умный и начитанный, знакомый с греко-римскими традициями и тем, что церковники называют «содомским грехом». Как знал, что несмотря на общественное порицание такое встречается не так уж и редко, просто не афишируют.
Он сидит и явно думает не о том, слушая заказанный рассказ. Он видит под ярким солнцем своего пленника, среди виноградников и садов. Видит обласканную южным солнцем кожу и живой, яркий блеск голубых глаз. Как треплет ветер непослушные кудри, играет в складках простой белой сорочки. Как среди этого благоухания он улыбается, смотря на кого-то, кого воображение Николая рисовать не хочет. И улыбается так, что сердце заходится в светлой грусти, как не улыбнется никогда Николаю, потому что не с чего.
Ни эта конюшня, ни суровая русская зима, ни бедственное положение смертника не способствуют цветению радостных улыбок. И Николаю делается грустно, а руки кажутся еще более неуклюжими, и мысли текут тоскливо и вязко.
- Никогда не пил вина, до последнего времени, - признается он. – А теперь все больше хочется напиться до беспамятства. Потому что не понимаю, для сего вся эта война и для чего я живу на свете.
Он всегда был немного странным по признанию его маменьки. Больше любил книги и тишину, чем друзей гуляк и веселые попойки. К женщинам был холоден: ни одна красавица так и не прельстила его сердце, сенных девок он не щупал, не играл в любовь с молоденькими гувернантками Настеньки или миловидными кузинами. Она даже вздохнула спокойнее, когда Николай согласился на помолвку, хоть ничего и не чувствовал в отношении своей невесты. Да, он задумывался о том, какой бы хотел видеть будущую жену, но совершенно не прилагал усилий к тому, чтобы сыскать соответствующую всем его вкусам. Был погружен в сестру, в быт, в хозяйство, в свои книги бесконечные из оставшейся от отца обширной библиотеки. Он слыл странноватым, чудаком даже среди своих однополчан, но перестал обращать внимание на то, что говорят за спиной. Промерз на этом стылом русском холоде, очерствел сердцем, оброс коркой, какой обрастает давний мозоль.
Да только чувствовал теперь, как потихоньку все это вскрывает голубоглазый француз. Как в звуках его голоса оттаивает Лопахин, и смотрит на него жадно, внимая каждому слову. Скользит взглядом по такому правильному и красивому лицу. И, когда он обнимает так порывисто и отчаянно, не отталкивает, а руками цепляется за одежду его, не давая этому теплу – робкому, почти истаившему – снова исчезнуть. Его губы выбивают опору из-под него. Прохладные, потрескавшиеся, но за ними бьется горячее дыхание и пылкое, пламенное сердце, сломленное настигшей бедой. Николай понимает – французу страшно. Так же страшно, как ему самому. Его так же страшит приход утра и неопределенность прячущаяся в ночи, страшат тени по углам и неумолимая смерть. Страшит собственное пробудившееся бесстрашие, бросающее на этот непристойный шаг. И робкие извинения колют по душе тысячей иголок.
Тогда Лопахин встает на колени перед ним, и берет его лицо в ладони, совсем не уверенный в том, что делает, но не меньше де Жерне жаждущий отогреться от собственного лютого мороза. Он целует его осторожно, прислушиваясь к ощущениям внутри себя, и понимает, что стал чуточку счастливее. Тогда набегает жар, за ним приходит жажда, будто воды алкающий в пустыне, он терзает эти губы со вкусом южного солнца и терпкого винограда, меда и фруктов и всего того, о чем говорил Антуан. И жмет крепче к себе, как если бы ничего дороже в его жизни сейчас не было, чем этот плененный француз. Мужчина, солдат, враг и друг в одном лице.
И только так он может запомнить его, запечатлеть в своем сердце, как капля сосной смолы запечатлевает в себе былинку времени, обращаясь янтарем.
Это все становится безумием, словно сумасшедший художник в порыве творчества бросает краски на картину. Все происходит внезапно, но оттого становится все жарче, преобретает свои краски. Чувствуешь запах кожи, трогательного весеннего солнца, полевых цветов и теплого ветра от волос этого юноши, что прижимает тебя, ощутив тепло. Чувствуешь его тоску по чему-то искреннему, его страх этой реальности, его ужас перед войной. Такой же как и у тебя. Вы слишком похожи в этом адском пламени.
Ощущаешь его прикосновения к своей коже, прохладные, но вместе с тем обжигающие, словно оставляющие обожженные следы на коже. Они еще какое-то время чудятся тебе, обволакивая тело в тонкую дымку жара. Тебе в самом деле становится жарко. И чертовски тесно в промерзшей одежде. Ты знаешь это чувство, знаешь эти ощущения, их не спутать и не забыть. Это простое, и в то же время, настолько сложное желание. Самое правдивое и иллюзорное одновременно. Его не скрыть, не солгать, оно вырывается наружу жестокой и смелой правдой, раскрывая тебя перед объектом твоего вожделения.
Руки, продрогшие на морозе, едва ли ощущают что-то, в холодной дрожи почти ничего не ощущают, дотрагиваясь до плотной шерсти, из которой сшита форма русских солдат. Они знают толк в холодах, они родились в них, но внутри них пламя неистовой силы, что бы не замерзли души этих людей. Это ты точно успел понять! Они эмоциональны, искренни, сильны духом! Они открыты в отличии от множества французов, скрытных, иной раз слишком лживых... Пальцы пробегаются по краю мундира, дотрагиваясь до открывшейся кожи на шее, такой теплой и такой манящей. Что ты просто не в состоянии удержаться. Мальчишка так пахнет полевыми цветами... Прижимаешься губами к его, желаешь запомнить каждое мгновение, испить это время, проведенное с Николаем, до последней капли. Эта искренность подкупает своей чистотой. Вам нечего взять друг от друга кроме этих мгновений, и запомнить их до конца своей жизни...
Ты давно не ощущал человеческого тепла. Настолько, что сейчас будто голодающий, набрасывающийся на еду, ты готов наброситься на мальчишку. Эта тоска сжирает душу изнутри, но в ее оборванных остатках еще теплится желание жить и любить... Тело начинает гореть... Гореть по мере того, как между вами становится все меньше расстояния, все меньше скрытного, все меньше неизвестного... Распирающая изнутри жажда сводит с ума, заставляя голову кружиться, будто от крепкого вина... Прижимаешь мальчишку к себе, покрывая быстрыми, судорожными поцелуями горячую кожу, собирая губами едва заметные веснушки, скрытые под одеждой. Чувствуешь, как бьется его сердце под твоими губами? Чувствуешь как подрагивают руки, касающиеся твоей кожи? Тянешь за собственный мундир, впиваясь взглядом в его глаза, жарко целуя искусанные согревшиеся губы, порозовевшие и отличающиеся золотом и бронзой в свете одинокой свечи. Русский мальчик в этом свете похож на статую созданную рукой великого скульптора, он кажется нереальным... Одним из греческих Богов, упоминающихся в Илиаде, поражающих своей красотой и мощью. Ты готов стать личным жрецом этого юного Бога, возносить ему молитвы и приносить жертвы его красоте.
- Ты очень красивый, юный греческий Бог... - шепчешь на ухо, прижимая к себе его крепко, ощущая как твое дыхание пробегается по коже чуть ниже ухо, кусает мочку, на мгновение замедлив свои ласки. Внезапное отрезвление, но лишь для того, что бы запомнить. Запомнить каждую секунду. Что б ощутить тепло между вами, тепло, которым наполняется этот сарай, отгоняя зимний холод за стены вашего персонального мира...
Дыхание становится все тяжелее, словно внутри разжигается адское пламя, согревая тебя изнутри. Ладонь, привыкшая держать шпагу и поводья, мягким прикосновением проходится по животу русского, забираясь под ткань, огибая все препятствия. Не отрываешься от его глаз, от этих эмоций, что выливаются из мальчишки, окончательно наступает безумие... Ловишь каждое изменение во взгляде, касаясь его естества, ощущая юношескую силу и жар под рукой.